Межрегиональная научно-практическая конференция
«Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования»
Аминова Лариса Салимовна,
учитель начальных классов
МАОУ ООШ №52 города Тюмени
Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка
"Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя",- писал выдающийся русский историк И. О. Ключевский, - без знания истории семьи, рода должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться».
В современной школе наметились тенденции в усилении поликультурности организации образования и воспитания учащихся, которые предполагают учет культурных и воспитательных запросов разных народов. Организуется взаимодействие между людьми с разными устоями и традициями.
При работе с младшими школьниками остро встает вопрос о нравственном, духовном, этнокультурном образовании и воспитании. Одним из верных способов решения этого вопроса является педагогическая работа с ближайшим окружением ребенка - его семьей. В семье закладываются основы личности, она является образцом для подражания и играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.
В условиях изменившейся социально-исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т.к. у цивилизации есть и негативные стороны. Теряются самобытность семьи и основы национального воспитания. В связи с этим у меня, как у педагога, возникло желание использовать в своей работе лучшие традиции воспитания детей в татарской семье и нахождение путей положительного воздействия на подрастающее поколение. Свою педагогическую работу я начала с родительского собрания, на котором было проведено анкетирование среди родителей, для того, чтобы выявить, как они приобщают своих детей к национальной культуре, рассказывают ли ребенку о своих предках, существуют ли в семье традиции, так как через семью ребенок впервые познает мир во всем его многообразии и сложности. Обработав данные анкетирования, я пришла к выводу, что большинство татарских семей чтут и помнят историю своего народа и даже дают жизнь новым традициям.
Как один из методов тесного сотрудничества с семьей, я использую метод творческих проектов с применением этнокультурного компонента, который не теряет своей актуальности, так как интересен не только учащимся, но и их родителям. Так, в этнокультурном проекте «Игры татарского народа» участвовали дети, родители, бабушки, дедушки. Были представлены различные формы презентаций: доклады, викторины, музыкальные номера, флэшмоб, а также совместно с родителями были проведены татарские национальные игры. На всех этапах реализации проекта родители тесно сотрудничали со своими детьми: помогали в поиске источников информации, поощряли и поддерживали энтузиазм участников проекта, помогали преодолевать трудности, шла обратная связь с педагогом.
В современных условиях родителям и учителям при организации воспитательной работы с детьми в семье и школе важно знать традиции народов проживающих совместно, характерные черты их образа жизни и семейных устоев. Это поможет воспитать у подрастающего поколения правильное, уважительное отношение к культурным ценностям своего народа, а также будет способствовать формированию высокой культуры межнационального общения.