Межрегиональная научно-практическая конференция
«Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования»
Ниатбакиева Миляуша Халитовна,
учитель начальных классов,
учитель татарского языка и литературы
высшей категории
МАОУ ООШ №52 города Тюмени
Реализация этнокультурного компонента через уроки татарской литературы в начальной школе
В наше время перед российской школой стоит приоритетная задача – воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти своё место в постоянно меняющейся действительности.
У каждого человека есть свои корни, что дают ему жизнь. Для живущих на нашей земле – это традиции и культура Тюменского края и нашей Сибирской земли.
В этих условиях обучение и воспитание школьников реализуется с учётом региональных особенностей, использования местного языкового материала, культурного наследия народа, что расширяет образовательные и воспитательные возможности учебного процесса. Для ребёнка одинаково важно научиться свободно владеть родным языком и найти своё место в поликультурном пространстве, чётко осознавая свою неразрывную связь с родной землёй, со своей малой родиной.
Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на основе использования произведений художественной литературы и устного народного творчества, ведь фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью его духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остаётся и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств человека: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости. Фольклор татарского народа богат и разнообразен: колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, поговорки, игры, загадки, баиты. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников.
В школьных учебниках татарской литературы, как и учебниках русской литературы, есть раздел «Устное народное творчество». На уроках с учащимися мы изучаем фольклорные произведения разных жанров, знакомимся с литературно - фольклорными связями в произведениях как русских, так и татарских писателей. Изучаем творчество нашего земляка, Хамита Ярми, крупнейшего специалиста по татарскому фольклору, который проехав несколько татарских сел в Сибири, оставил нам много сказок, баитов, такмаков, песен, основанных на местном материале.
Я, как учитель, в своей практике активно использую такие приёмы работы с фольклорными произведениями: составление кроссвордов на тему «Герои сказок»; «Угадай - ка» (при изучении загадок); «Кто быстрее» (из данных слов составить пословицу); конкурсы на лучшую волшебную сказку собственного сочинения. Широко использую различные виды творческих работ. Учащиеся участвуют в конкурсах сочинений на темы: «Минем туган телем», «Минем гаиләм», «Минем туган җирем», «Минем әбием”.
Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребёнка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку.
Мною разработано и проведено много фольклорных праздников, нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий. Активно с детьми разучиваем татарские песни, ставим миниспектакли, проводим видеопутешествия по Тюмени и Тюменской области, проводим конкурсы рисунков, познавательные игры – всё это я включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку - лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.
Вот так ненавязчиво, через фольклор ввожу своих учеников в мир татарской речи, татарской культуры. И не только потому, что это увлекательно, занимательно, но и потому, что это кладезь мудрости, что всё это добытое трудом, выдержало проверку временем, это наши корни, забывать о которых нельзя. Для каждого учителя-словесника очень важно, создать на уроке положительный эмоциональный настрой, побудить учащихся к творческой деятельности. Интерес к изучению предмета приносит успех ученикам и на предметных олимпиадах, конкурсах.
Время требует от нас поиска новых форм и приёмов работы. И на этом пути использование фольклора родного народа является одним из ключевых и убедительных средств. Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре – дело сложное и важное. Именно уроки татарского языка и литературы, внеклассная деятельность помогает найти пути для решения этой насущной задачи. Каждый урок даёт детям какую-то часть необходимой информации, которая в дальнейшем сложится в целостную картину мира и в этом главную роль играет педагог.