Учитель истории
МАОУ ООШ № 52 города Тюмени
Сухнев Евгений Алексеевич
Использование здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе на уроках истории и обществознания.
"Воспитание детей – легкое дело, если оно происходит без нервов, на основе здорового, спокойного и веселого образа жизни. Где воспитание без напряжения, там оно удается".
А.С.Макаренко.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению и формирование представления о здоровье как ценности.
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологи, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
В здоровьеформирующих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях).Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьеформирующих образовательных технологий обучения.
Одним из направлений моей деятельности на уроке стало использование режима двигательной активности. На каждом уроке я слежу за осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Большое внимание уделяется проветриванию учебного кабинета.
На уроках используются следующие формы двигательной активности: ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются во время урока. При этом значительную роль играет эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники создают группы с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Игры, направленные на формирование положительных эмоций, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. Среди форм проведения уроков практикуются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие. На своих уроках я пытаюсь максимально использовать игровые моменты, мультимедиа, презентации.
Решение задачи по формированию повышенной мотивации к изучению предметов осуществляется, например:
на уроках истории при изучении темы «Древний Египет» (5 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?», урок проводится в форме диспута;
при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8 классы) заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;
на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни и т.д.
Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами. На уроках обществознания говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения.
С целью пропаганды здорового образа жизни проводятся классные часы по темам: «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Береги здоровье смолоду», «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам»
Пропагандируется здоровый образ жизни на уроках истории в 5-м классе: при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;
На уроках «Право. Основы правовой культуры» в 9 классах рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;
На уроках обществознания в 7 классах, изучая психолого-возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям;
При изучении глобальных проблем человечества в 5-9 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня - это результат не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.
Таким образом, цель здоровьеформирующей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.