Get Adobe Flash player
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

                                 

                                                                 Учитель истории

МАОУ ООШ № 52 города Тюмени

Сухнев Евгений Алексеевич

Использование здоровьеформирующих технологий в образовательном процессе на уроках истории и обществознания.

 "Воспитание детей – легкое дело, если оно происходит без нервов, на основе здорового, спокойного и веселого образа жизни. Где воспитание без напряжения, там оно удается".

 А.С.Макаренко.

 

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению и формирование представления о здоровье как ценности.

 3доровьесберегающие образовательные технологии  подразделяются на 3 три подгруппы:

 - организационно-педагогические технологи, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

 - психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

 - учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. 

 В здоровьеформирующих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях).Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьеформирующих образовательных технологий обучения.

 Одним из направлений моей деятельности  на уроке стало использование режима двигательной активности. На каждом уроке я слежу за  осанкой детей, провожу физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга. Большое внимание уделяется проветриванию учебного кабинета.

          На уроках используются следующие формы двигательной активности: ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических и обществоведческих задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются во время урока. При этом значительную роль играет  эмоциональный фактор, ведь, как правило, школьники создают группы с тем, кто им симпатичен и привлекателен. Игры, направленные на формирование положительных эмоций, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы. Среди форм проведения уроков практикуются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие. На своих уроках я пытаюсь максимально использовать игровые моменты, мультимедиа, презентации.

 Решение  задачи по формированию повышенной мотивации к изучению предметов осуществляется, например:

 на уроках истории при изучении темы «Древний Египет» (5 классы) обязательно рассматривается вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?», урок проводится в форме диспута;

 при выяснении причин вымирания американских индейцев (6, 7, 8 классы)  заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека  и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;

 при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья;

 на уроках обществознания в 7 классе, когда рассматривается тема физиологических особенностей подросткового возраста, звучит предостережение о последствиях ранней половой жизни  и т.д.

 Значительная часть современных болезней вызвана экологическими проблемами. На уроках обществознания  говорится об экологических проблемах и их последствиях, изыскиваются пути их решения.

 С целью пропаганды здорового образа жизни проводятся классные часы по темам: «Молодёжь за здоровый образ жизни», «Береги здоровье смолоду», «Здоровое поколение», «Мы за здоровый образ жизни», «Скажем «нет» нездоровым привычкам»

 Пропагандируется здоровый образ жизни на уроках истории в 5-м классе: при рассматривании темы «Спарта» акцентируется внимание учащихся на том, что спартанцы специально и насильно поили вином илотов, чтобы посмеяться над ними и показать подрастающей спартанской молодёжи пагубное воздействие вина;

 На уроках «Право. Основы правовой культуры» в 9 классах   рассматривается статья 23 УК РФ. «Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения»;

 На уроках обществознания  в 7 классах, изучая психолого-возрастные особенности подросткового возраста, подчёркивается, что подражание «взрослому» образу жизни – всего лишь иллюзия, которая может привести к пагубным последствиям;

 При изучении глобальных проблем человечества в 5-9 классах подростки понимают, что демографическая проблема сегодня -  это результат  не только экологических и экономических проблем, но и последствие небрежного отношения к себе и своему здоровью предшествующих поколений.  

Таким образом, цель здоровьеформирующей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

 

Почтовый адрес:
625043, г.Тюмень,
ул. Хамита Ярми, 13

Директор:
8(3452) 63-89-12
прием по личным вопросам:
вторник с 14.00 до 17.00
 
Заместитель директора:
8(3452) 63-89-17
прием по личным вопросам: 
вторник с 14.00 до 17.00

Бухгалтерия:
8(3452)63-89-13

school_52@mail.ru

 

Директор МАОУ СОШ №52 города Тюмени принимает участие в конкурсе «Директор года Тюменской области»