Get Adobe Flash player
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

                                 

Межрегиональная научно-практическая конференция

  «Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования»

 

Ибрагимова Елена Сахидовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МАОУ ООШ №52 города Тюмени

 

Диалог культур во внеклассной работе по литературе.

 

Сегодня перед российским образованием наряду с другими ставится задача подготовки  обучающихся  к жизни в поликультурном  мире, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. Диалог культур включает в себя такие понятия, как «культура межнационального общения», «гуманизм». Важная роль в организации диалога в сфере образования принадлежит учителям-словесникам. Учитель  помогает  осмысливать  конкретный текст, а  обучающийся  – воспринимает его так, как позволяет ему воображение, интеллект, культура. В данной ситуации  происходит процесс  осознания  обучающимися  многообразия духовного и материального мира, восприятие «духа времени», места в истории, осмысление повседневности «с точки зрения вечности». Диалог оживляет мысль, нацеливает на созидание. В результате диалога формируется сознание личности, повышается  образовательный и культурный уровень.

В современных условиях, когда проблема межнационального взаимопонимания приобретает особую значимость, диалог культур важен как средство формирования уважения друг к другу, ценить  обычаи, традиции   чужой культуры.  

Внеклассные мероприятия  по литературе способствуют передаче обучающимся  иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, формируют  личность, способную адаптироваться в современном  поликультурном мире. На примере внеклассного мероприятия «Живая классика»  можно рассмотреть воспитание  обучающихся на основе диалога культур. Проведение данного конкурса в МАОУ ООШ №52 города Тюмени стало уже традиционным. Формирование бережного отношения, как  к русскому, так и другим языкам, гордости за свой родной язык, воспитание патриотизма, развитие речи и ораторского искусства – вот основные задачи проведения школьного этапа конкурса «Живая классика». Если в прошлые годы ребята готовились к выступлениям исключительно по произведениям русской классики, то в этом учебном году было решено представить на суд зрителей театрализованные постановки отрывков произведений  как на  русском языке, так и на татарском и английском языках. Учащиеся 5 класса подготовили театральную постановку на татарском языке сказки Абдуллы Алиш «Чукмар белян Тукмар». Семиклассники презентовали на английском языке  фрагмент из произведения А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Кроме этого были представлены отрывки на русском языке из произведений Н.В. Гоголя «Ревизор», «Ночь перед рождеством»; В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Как мы видим, в данном внеклассном мероприятии представлен довольно широкий подбор национальной культуры и литературы. Ребята с необыкновенным азартом и увлеченностью, артистизмом и творчеством подошли к исполнению своих  ролей. Зрители окунулись в эпоху русского дворянства 19 века («Ревизор»), познакомились с элементами рождественских колядок на Украине («Ночь перед Рождеством»), увидели жизнь детей в русской деревне в тяжелые послевоенные годы («Конь с розовой гривой»). Очень интересным оказалось выступление  пятиклассников на татарском языке, где они показали на образах животных (двух петухов) людские недостатки и пороки.

Как учитель, я понимаю, что такая работа позволяет повысить уровень  культуры учащихся. Она дает возможность школьникам  развивать свои творческие способности. Она позволяет воспитывать  у школьников патриотизм, бережное отношение к культурному  и духовному наследию разных народов.

 

 Именно такое отношение и должно быть к языкам  разных народов у каждого человека, если он  считает себя  культурным. Это не должны забывать учителя, так как они формируют у учащихся общекультурную и коммуникативную компетентность для становления в дальнейшем их   гражданин единого государства.

 

Почтовый адрес:
625043, г.Тюмень,
ул. Хамита Ярми, 13

Директор:
8(3452) 63-89-12
прием по личным вопросам:
вторник с 14.00 до 17.00
 
Заместитель директора:
8(3452) 63-89-17
прием по личным вопросам: 
вторник с 14.00 до 17.00

Бухгалтерия:
8(3452)63-89-13

school_52@mail.ru

 

Директор МАОУ СОШ №52 города Тюмени принимает участие в конкурсе «Директор года Тюменской области»