Межрегиональная научно-практическая конференция
«Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования»
Разработка внеклассного мероприятия по искусству
по теме «Архитектура России. Мечети России»
Яруллина Гульнара Шавкатовна,
учитель изобразительного искусства
МАОУ ООШ №52 города Тюмени
Цель: ознакомление обучающихся с архитектурой мечетей России.
Задачи:
1 .Познакомить учащихся с архитектурным решением мечетей России.
2.Развивать творческие умения у обучающихся.
3.Воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование и материалы: мультимедиа-проектор, видеофрагмент,
презентация, графические материалы – гелевые ручки, карандаши.
Ход:
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа. (Беседа сопровождается презентацией).
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с архитектурой России. Творческий поиск наиболее интересной композиции архитектурного произведения и отделка поверхностей создаваемого здания составляют сущность работы архитектора. Проектируя, архитектор ищет наилучшее, наиболее гармоничное сочетание основных частей будущего архитектурного произведения и его деталей. Однако выбор композиции не произволен, т. к. зодчий обязан считаться с назначением сооружения, его конструкцией, климатом местности, где ведется строительство, окружением будущей постройки. Все это и определяет величину и форму сооружения, детали его отделки, иначе говоря – язык архитектуры. В каждой стране создается своя национальная архитектура, связанная с местными строительными условиями и народным искусством. Храмы — это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души...
- Сегодня мы поговорим об архитектурном решении мечетей.
На строительство мечетей в Поволжье в XIX в. был распространен указ от 13 декабря 1817г. «Об устройстве деревень и церковных зданий». С вступлением в силу этого указа архитектура татарских мечетей России, была введена в рамки «образцового» строительства. В 1831 г. был разработан образцовый проект и разослан на места. Чертежи мечетей — творческое искание архитекторов строительных контор. В селах Казанской, Нижегородской, Пермской, Симбирской губерний мечети были построены по этим проектам.
По решению Екатерины II в 1766-1770 г.г. по проекту русского архитектора В.И. Кафтырева строится каменная мечеть аль-Марджани (она же Первая соборная, Юнусовская). Известно, что мечети с минаретом на крыше строились и раньше в татарских деревнях.
На некоторых образцовых проектах мечети представляют собой весьма необычное по внешнему виду сооружение. Главный объем здания в виде правильной восьмигранной призмы имел три входа: с западной, восточной и северной стороны. Последний имел отдельные теплые сени, в которых располагались служебные помещения и лестница на минарет. С южного фасада находился михраб. В центре пирамидальной пологой восьмикратной крыши размещался приземистый восьмигранный с купольным завершением минарет, внешняя галерея которого располагалась непосредственно на крыше здания. Вся эта композиция увенчана полумесяцем.
Как деревянные, так и каменные мечети с минаретом на крыше представляют собой прямоугольное одно-двухэтажное здание с двухскатной крышей, ориентированное с севера на юг. С южного торца примыкает прямоугольный в плане объем михраба. В отличие от отдельно стоящего минарета, конструктивно связанный со зданием мечети минарет, устойчив к ветровой нагрузке. Поскольку вес деревянного минарета невелик, то наилучшим решением в таком случае является постановка минарета прямо на крыше с использованием стропил в качестве дополнительных раскосов, что также увеличивает его прочность к ветровой нагрузке. Минарет конструктивно крепился к стропилам и балкам перекрытия.Восьмигранный или иногда цилиндрический минарет прорезал крышу и завершался высоким пирамидальным или коническим шатром. Минарет располагается в большинстве случаев над геометрическим центром здания и представлял собой двух-трёхъярусную башню, состоявшую из стержня (с основанием или без него), внутренней площадки азанчи и шатра. Деревянные минареты были всегда восьмигранными, каменные могли быть как восьмигранными, так и цилиндрическими или комбинированными.
3. Просмотр видеофрагмента «Храмовый синтез искусств».
4. Практическая работа «Эскиз мечети».
5. Выставка работ.
6. Анализ отличия мечетей от других храмов России.
Литература:
1. Детская энциклопедия. Искусство. В.Р.Раннев. Архитектура. М.: издательство «Педагогика», 1977г.,
2. Искусство. Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. М.: издательство «Просвещение», 2009 г.