Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Занкиевские чтения». Тобольск-2011.
Яруллина Гульнара Шавкатовна
учитель изобразительного искусства высшей категории
МАОУ ООШ № 52 города Тюмень
ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
(через использование этнокультурного компонента)
Гуманистическое воспитания определяется, прежде всего, тем, что массовая культура вошла в повседневную жизнь практически каждого человека. Она материальных ценностей над духовными. Продиктованная временем необходимость духовного возрождения нашей школы, формирование ее гуманистической направленности, наряду с самыми современными технологиями развивающего обучения и воспитания, ориентированы на «вхождение» в школу искусства как особого способа деятельности, призванного в оригинальных образных формах моделировать, оценивать, наращивать эмоционально-ценностное содержание жизненного опыта человека. Развивая эмоциональную восприимчивость, мы видим, что искусство будит мысль, побуждает к творческому освоению действительности.
Гуманизация различных сфер жизнедеятельности человека необходима, особенно в сфере образования. Поэтому в ст. 2 закона РФ «Об образовании» первым принципом государственной политики в области образования прописано «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
В течение тысячелетней истории искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные истины красоты, добра и любви. Как мудро замечает академик Д.С.Лихачев: «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство - это ценность доброты». Не секрет, что в условиях современного мегаполиса образ жизни человека определенным образом унифицируется, стираются многие национальные различия, теряется связь человека со своими корнями, обесценивается нравственный опыт предыдущих поколений. А этот уникальный опыт, критерии добра и зла, правила поведения в обществе и в семье, культурные традиции народов являются бесценным даром нам - людям XXI века - от наших предков мощным, проверенным столетиями инструментом воспитательного воздействия на подрастающее поколение с целью формирования высоконравственной, гармонично развитой личности, знающей традиции и обряды своего народа
Искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную, плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного художественного творчества. Школа является важнейшим этапом в процессе воспитания такой личности, этапом, когда закладываются основы мировоззрения человека, осознания им своего места в обществе, формируются основные ценности и жизненные принципы. В решении комплекса задач, связанных с сохранением, изучением, творческим использованием наследия народной традиционной культуры в целях воспитания основополагающих ценностей национального самосознания, принципиальное значение имеет включение в школьную программу по изобразительному искусству этнокультурного компонента. В программе Б.М.Неменского выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Постоянное личное участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. На основе этой программы нами разработан цикл уроков с использованием этнокультурного компонента.
Литература: Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - www. pedsovet.org Ванслова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников - №5 - 2000
Газман О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Классный руководитель - №3 - 2000 Губайдуллин И. А. Использование информационно-коммуникативньгх технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения - www.it-n.ni Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М: ACADEMA 2001
Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Сост. М.А. Порохневская - Волгоград Учитель -ACT, 2003.
Изобразительное искусство. 7 класс. Поурочные планы по программе БМНеменского / Сост. Т.В.Оросова - Волгоград: Учитель - АСТД003. Киселев П. А Как развить память ребенка - М: Аквариум, Дельта, 1996 Лихачев Б. Педагогика Курс лекций. - М.: Прометей, 1998
Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. -М: Просвещение, 1992.
Неменский Б.М Программа «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 классы» - М., 1999. Рябинина Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства / Искусство. - Первое сентября. - №20 (260) - 2002. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 1979.