Материалы и доклады Межрегиональной научно-практической конференции «Родной язык и современные проблемы в духовно-нравственном воспитании личности». 13 ноября 2008 года
Яруллина Гульнара Шавкатовна
учитель изобразительного искусства высшей категории
МАОУ ООШ № 52 города Тюмень
Роль уроков изобразительного искусства в формировании нравственных позиций школьника.
Массовая культура вошла в повседневную жизнь практически каждого человека, культивируя идеи приоритета материальных ценностей над духовными. Наблюдается принижение всеобщих человеческих ценностей.
Продиктованная временем необходимость духовного возрождения школы, формирование ее гуманистической направленности, наряду с самыми современными технологиями развивающего обучения и воспитания, отражены в статье 2 Федерального закона РФ «Об образовании». Первым принципом государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Одним из средств решения поставленных перед школой задач является «вхождение» в школу искусства как особого способа деятельности, призванного в оригинальных образных формах моделировать, оценивать, наращивать эмоционально-ценностное содержание жизненного опыта ребенка. Развивая эмоциональную восприимчивость, мы видим, что искусство будит мысль, побуждает к творческому освоению действительности. В течение тысячелетней истории искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные истины красоты, добра и любви. Как мудро замечает академик Д.С.Лихачев: «Самая большая ценность, которой награждает человека искусство - это ценность доброты». А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудителем к творчеству. Он писал: «Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей...». Красота природы будила в писателе высокие помыслы.
Школьная программа по изобразительному искусству построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней. Искусство должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Искусство способно глубоко волновать человека - в этом его огромная сила. В картинах художники передают свое отношение к изображаемому, это волнение художника передается и нам. Наиболее волнующими, вызывающими положительные эмоции являются картины И.И. Левитана. Его коллеги считают его основателем «пейзажа настроения». Творчество Левитана передает естественную красоту природы. Трудно найти зрителей, которые останутся равнодушными при встрече с его творениями. Именно поэтому его произведения необходимо использовать для воспитания гуманного отношения к природе, любви к Родине, любви к прекрасному.
С произведениями И.И.Левитана школьники знакомятся на уроках изобразительного искусства в 6 классе при изучении раздела «Изобразительное искусство и мир природы».
№ урока |
Тема урока |
Сроки |
1. |
Пейзаж - сфера искусства, в которой формируется отношение к природе. |
08.11.2008 |
2. |
Отношение художника к миру природы. |
16.11.2008 |
3. |
Художники выражают свое понимание красоты природы. |
14.12.2008 |
4. |
Роль колорита в пейзаже. |
28.12.2008 |
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечаем, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к Родине, труду, общественному достоянию, природе, к людям и самой себе. Чтоб формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Постоянная совместная работа рук, сердца и мозга стимулирующая творческое развитие на уроках, играет роль двигателя в усвоении знаний.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. А урок изобразительного искусства - это именно тот урок, на котором с успехом может использоваться и развиваться творческий потенциал ка