Get Adobe Flash player
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

                                 

Материалы и доклады Межрегиональной научно-практической конференции «Родной язык и современные проблемы в духовно-нравственном воспитании личности». 13 ноября 2008 года

 Яруллина Гульнара Шавкатовна

учитель изобразительного искусства высшей категории

МАОУ ООШ № 52 города Тюмень

 

Роль уроков изобразительного искусства в формировании нравственных позиций школьника.

 

Массовая культура вошла в повседневную жизнь практически каждого человека, культивируя идеи приоритета ма­териальных ценностей над духовными. Наблюдается принижение всеобщих человеческих ценностей.

Продиктованная временем необходимость духовного возрождения школы, формирование ее гуманистической на­правленности, наряду с самыми современными технологиями развивающего обучения и воспитания, отражены в статье 2 Федерального закона РФ «Об образовании». Первым принципом государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окру­жающей природе, Родине, семье».

Одним из средств решения поставленных перед школой задач является «вхождение» в школу искусства как особого способа деятельности, призванного в оригинальных образных формах моделировать, оценивать, наращивать эмоционально-ценностное содержание жизненного опыта ребенка. Развивая эмоциональную восприимчивость, мы видим, что искусство будит мысль, побуждает к творческому освоению действительности. В течение тысячелетней истории искусство утвержда­ло приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности, высокие духовные исти­ны красоты, добра и любви. Как мудро замечает академик Д.С.Лихачев: «Самая большая ценность, которой награждает че­ловека искусство - это ценность доброты». А.Стендаль утверждал, что именно природа была для него основным побудите­лем к творчеству. Он писал: «Я с утонченной чувствительностью искал красивых пейзажей...». Красота природы будила в писателе высокие помыслы.

Школьная программа по изобразительному искусству построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отноше­ния к ней. Искусство должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Искусство способно глубоко волновать человека - в этом его огромная сила. В картинах художники передают свое отношение к изображаемому, это волнение художника передается и нам. Наиболее волнующими, вызывающими положи­тельные эмоции являются картины И.И. Левитана. Его коллеги считают его основателем «пейзажа настроения». Творчество Левитана передает естественную красоту природы. Трудно найти зрителей, которые останутся равнодушными при встрече с его творениями. Именно поэтому его произведения необходимо использовать для воспитания гуманного отношения к при­роде, любви к Родине, любви к прекрасному.

С произведениями И.И.Левитана школьники знакомятся на уроках изобразительного искусства в 6 классе при изучении раздела «Изобразительное искусство и мир природы».

№ урока

Тема урока

Сроки

1.

Пейзаж - сфера искусства, в которой формируется отношение к природе.

08.11.2008

2.

Отношение художника к миру природы.

16.11.2008

3.

Художники выражают свое понимание красоты природы.

14.12.2008

4.

Роль колорита в пейзаже.

28.12.2008

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечаем, что оно должно быть направлено на формиро­вание у личности нравственных отношений к Родине, труду, общественному достоянию, природе, к людям и самой себе. Чтоб формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Постоянная совместная работа рук, сердца и мозга стимулирующая творческое развитие на уроках, играет роль двигателя в усвоении знаний.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. А урок изобразительного искусства - это именно тот урок, на котором с успехом может использоваться и развиваться творческий потенциал ка

 

Почтовый адрес:
625043, г.Тюмень,
ул. Хамита Ярми, 13

Директор:
8(3452) 63-89-12
прием по личным вопросам:
вторник с 14.00 до 17.00
 
Заместитель директора:
8(3452) 63-89-17
прием по личным вопросам: 
вторник с 14.00 до 17.00

Бухгалтерия:
8(3452)63-89-13

school_52@mail.ru

 

Директор МАОУ СОШ №52 города Тюмени принимает участие в конкурсе «Директор года Тюменской области»